С 25 июля 2024 изменилась защита от переводов мошенникам

25.07.2024 Просмотров: 29

С 25 июля 2024 изменилась защита от переводов мошенникам

В Закон о национальной платежной системе внесли поправки, которые призваны усилить борьбу с переводами без согласия клиента (антифрод).
Теперь введена ответственность банков и других операторов, проигнорировавших сведения из антифрод-базы ЦБ РФ.
Поправки к закону о национальной платёжной системе расширяют понятие антифрода, включая в него защиту от переводов без добровольного согласия клиента, а также от переводов, согласие на которые получено путём обмана или злоупотребления доверием.

Центральный банк Российской Федерации утвердил обновлённый перечень из шести признаков подозрительных переводов. Ранее их было всего три.
Среди новых признаков:
- перевод по реквизитам, которые есть во внутренней антифрод-системе оператора;
- информация от операторов связи и других лиц о нетипичных параметрах звонков и сообщений клиенту накануне или в момент совершения операции.
С 25 июля 2024 начинают действовать рекомендации для банков по информированию клиентов о рисках переводов без добровольного согласия и оформления кредитов под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием, а также о рисках и последствиях вовлечения в дропперство.

Действия оператора зависят от вида операции.
- операция с применением платежной карты, перевод электронных денежных средств, перевод по СБП – отказ;
- иные переводы – 2-дневный период "охлаждения".
В первом случае клиенту разъясняется, в частности, право совершить операцию повторно, во втором – подтвердить операцию не позднее следующего дня.
Оператор может потребовать совершить повторную операцию конкретным способом, предусмотренным договором.
Если оператор, обслуживающий получателя средств, выявляет подозрительный перевод, он должен сообщить об этом оператору на стороне плательщика, при условии, что это предусмотрено правилами платёжной системы.
Если у оператора будет информация из антифрод-базы, но он совершит подозрительный перевод без соблюдения указанных выше правил, оператор обязан полностью возместить клиенту-физлицу сумму операции. Срок возмещения – 30 дней после получения заявления клиента.
Описанные правила не распространяются на переводы:
- зарплаты и иных доходов с ограниченным размером удержаний в рамках исполнительного производства;
- выплат, на которые нельзя обратить взыскание.

Оператор обязан заблокировать электронное средство платежа, если сведения о нем или клиенте, который его использует, окажутся в антифрод-базе ЦБ РФ. Срок блокировки – до тех пор, пока сведения находятся в базе.
Оператор должен сразу уведомить клиента о блокировке и о том, что он вправе подать заявление в ЦБ РФ об исключении сведения из базы данных. Порядок уведомления устанавливается в договоре с клиентом.
Мотивированное заявление об исключении сведений из антифрод-базы ЦБ РФ оператор может подать и сам (без участия клиента).

Срок рассмотрения заявления об исключении сведений – 15 рабочих дней.

Будьте бдительны! Не поддавайтесь на уловки мошенников!
Обязательно проверяйте информацию, прежде чем сделать платеж!

Последние новости и события

Судебная практика

Возврат к списку