Риски контрагентов оффшорных компаний
Риски контрагентов оффшорных компаний
Оффшоры сегодня — один из важнейших инструментов налогового планирования, дающий свободу от налогообложения в месте регистрации, легкость оформления документов и ведения налоговой отчетности. Нередко оффшоры используются и в неналоговых целях, к примеру, в качестве хранителей активов. Такая популярность данных финансовых центров у бизнес-сообщества делает их объектом пристального внимания со стороны государственных органов, которые видят в контрагентах оффшорных компаний потенциальных правонарушителей. Ввиду этого бизнесменам следует четко представлять те риски, которые они берут на себя, вступая в оффшорные правоотношения. К ним относятся: финансовые, уголовно-правовые и административные риски. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Финансовые риски
К данной группе рисков относятся потенциальные имущественные потери участников оффшорных правоотношений, которые могут проявляться в виде:
- непредусмотренных налоговых обязательств;
- других публичных обязательств, т. е. обязательств, которые не считаются непосредственно налоговыми, но связаны с имущественными потерями для плательщика налогов (например, уплата пени);
- новых субъектов налоговой обязанности, т. е. налоговая обязанность возникает у лица, которое изначально не имело таковой (характерно для стран, где действует правило контролируемых иностранных компаний — CFC; для России пока неактуально).
Субъектами финансовых рисков могут быть как физические (акционеры, бенефициары), так и юридические лица (оффшорная компания, ее контрагенты). Причем их риски могут непосредственными (в тех случаях, когда субъекты являются одной из сторон сделки с участием оффшорной компании или получателем ее доходов) или косвенными (через убытки принадлежащих субъектам компаний). Руководители, директора, номинальные акционеры и должностные лица в зону рисков финансового характера не попадают.
Административные риски
Административные риски несут с собой вероятность привлечения контрагентов оффшорных правоотношений к административной (в том числе налоговой) ответственности. Поводом для этого может стать:
- деятельность оффшорной компании, приводящая к постоянному представительству в РФ с нарушением сроков постановки на учет;
- деятельность оффшорной компании, приводящая к постоянному представительству в РФ без регулярной налоговой отчетности;
- непредоставление оффшорной компанией сведений, необходимых для реализации налогового контроля.
Субъектами указанных правонарушений могут быть исключительно должностные лица, основным способом наказаний которых являются штрафные санкции сравнительно небольшого размера (максимально — несколько тысяч рублей). А вот размер налоговой ответственности может достигать значительных сумм за счет начисления пени. Для признания вины и привлечения налогоплательщиков к ответственности сегодня достаточно административного акта.
Уголовно-правовые иски
В силу тяжести уголовно-правовых санкций риски привлечения субъектов оффшорных правоотношений к уголовной ответственности считаются одними из самых значительных. Возникают они на базе норм нескольких правовых положений действующего Уголовного кодекса:
- уклонение от налоговых выплат. Уголовная ответственность наступает в случае превышения уголовно-правовых пределов суммы неуплаченных налогов и сборов, а также при непредоставлении налоговой декларации, подаче заведомо ложных сведений и наличии вины в виде прямого умысла (Постановление Пленума ВС РФ «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» от 28.12.2006 г.);
- неисполнение обязанностей налогового агента. Для признания уголовного правонарушения в данном случае значение имеет субъективная сторона, характеризующаяся наличием личного интереса должностного лица налогового агента;
- уклонение физического лица от налоговых обязательств. Субъектами данного вида преступления могут быть лица, на которые возложена обязанность по предоставлению деклараций и уплате в бюджет налогов и сборов; лица, которые осуществляют представительство в совершении регулируемых налоговым законодательством действий; лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность через подставных субъектов и уклоняются от уплаты налогов; сами подставные лица;
- легализация преступных доходов. Этот вид преступления подразумевает совершение финансовых операций и прочих сделок с денежными средствами или другим имуществом, приобретенным заведомо преступным путем с целью придания владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом правомерного вида или использование данного имущества для осуществления экономической, в том числе предпринимательской, деятельности;
- незаконное предпринимательство. В контексте оффшорных правоотношений оно представляется как работа без регистрации или с нарушением регистрационных правил с извлечением крупной прибыли. Особому риску в данном случае подвергается бенефициар оффшорной компании;
- невозвращение валюты из-за границы. Субъектам валютных правоотношений, согласно ст. 193 Уголовного кодекса, вменяется обязанность репатриации иностранной валюты, полученной нерезидентами в рамках договоров за отданные резидентам товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также средств, отданных нерезидентам в случаях невыполнения последними обязательств по договорам.
Как видно, риски контрагентов оффшорных компаний вполне сопоставимы с перспективами и преимуществами, открываемыми перед бизнесменами при таком способе ведения предпринимательской деятельности. Однако честная и открытая работа в соответствии с действующим в России законодательством позволяет нивелировать все риски и добиться немалых успехов.